Войнович Владимир - Новая Сказка О Голом Короле
Владимир Войнович
НОВАЯ СКАЗКА О ГОЛОМ КОРОЛЕ
В некотором царстве или, точнее сказать, королевстве жил-был король. Тот
самый, которого до меня уже описал Ганс Христиан Андерсен. Тот король, который
ходил голый. Долго, между прочим, ходил. Уже и Андерсена, который его
придумал, не стало, а король все ходит и ходит. И все голый. Из года в год
король ходит голый, а вся королевская рать ходит за ним и твердит, что у
нашего короля новое платье. Замечательное платье. Лучше всех. Ни у какого
другого короля во всем Мире нет подобного этому платья. Именно другие короли
ходят совсем голые или, в лучшем случае, в каких-нибудь обносках, которые
вот-вот c них спадут.
А наш король разодет, как куколка.
Все жители королевства это знали и подтверждали это при каждом удобном
случае. В определенные дни и в неопределенные тоже подданные его величества
сходились на митингах и собраниях, выходили на демонстрации, выражая
единодушное восхищение платьем своего любимого монарха. И хотя само это платье
было выше всяких похвал, народ того королевства торжественно обещал, что
скоро-скоро королю будет сшито платье еще лучше этого.
Конечно, в семье не без урода, и среди жителей королевства попадались
такие личности, которые находили, что платье короля не совсем хорошее, что
король, говоря другими словами, в общем-то мог бы быть одет и получше. Страже
и тайной королевской полиции против таких клеветников приходилось принимать
определенные меры воспитательного характера. Кого в кандалы закуют, кого
засекут кнутами, кого на кол посадят, каждому, как говорится, свое.
Несмотря на столь суровые вынужденные меры, подобные преступления
полностью изжить все же не удавалось.
Иной раз кажется, всюду уж тишь да гладь и народ поголовно и полностью
восхищен платьем своего короля, как откуда ни возьмись, появляется некий
глупый мальчик и не своим голосом вопит: "А король-то голый!"
Начитавшись Андерсена, мальчик, конечно, воображает, что, как только он
это выкрикнет, народ тоже смекнет, что к чему, и заметит, что король,
действительно, гол. И все скажут: "Спасибо тебе, мальчик, спасибо, дорогой,
спасибо, умница, что подсказал, мы-то сами не видели". И даже найдется еще
какой-нибудь Андерсен, который про него сказку напишет. Мальчик не знал, что
королевство живет по сказкам не Андерсена, а дедушки Карлы Марлы, а в этих
сказках всякие глупые возгласы насчет голости короля приравниваются... как бы
это сказать... к террору.
Стоило мальчику что-нибудь такое воскликнуть, как королевская стража тут
же его хватала и уволакивала, а народ расходился, про себя бормоча: "Сам
виноват, не надо чего зря болтать языком. Подумаешь, Америку открыл: король
голый! Ясно, что голый, все знают, что голый, но кричать-то зачем?"
Следует отметить, что строгие меры приводили к положительным результатам,
со временем количество таких глупых мальчиков постепенно, в общем-то,
убавлялось. Одним родители загодя пороли, другие сами без порки умнели. И,
поумнев, начинали понимать, что выражать свои мысли можно по-разному. Можно
опасным, а можно совсем безопасным образом. Можно кричать, что король гол,
имея в виду, что он гол. А можно, имея в виду то же самое, кричать, что король
распрекрасно одет.
В результате в этом королевстве развилось очень высокое искусство
наоборотного понимания. Иногда даже понимания с юмором. То есть, один житель
королевства встречал другого и говорил: "Вы видели, какое сегодня
замечательное платье у короля?" Другой немедленно хватался за