Володарская Л И - Первая Английская Поэтика
Л.И.Володарская
Первая английская поэтика
Появление на исторической арене нового класса - буржуазии повлекло за
собой изменения во всех сферах общественной жизни Англии. Для второй
половины XVI в. характерны, с одной стороны, небывалый интерес к литературе
и театру, с другой - гонения на их создателей. За религиозной кампанией
пуритан, провозгласивших: "Причина чумы - грех, причина грехов -
представления, причина чумы - представления", - стоял класс, главными
принципами существования которого становились практицизм, отсутствие
эмоциональных и каких-либо других связей между людьми, кроме голого расчета.
Отчасти справедливая мысль Р. А. Фрэзера об общей платформе "полезности" в
борьбе защитников и противников поэзии {См.: Fraser Д. А, Tne War Against
Poetry, Princeton, 1970.} требует уточнения. В 1579 г. С. Госсон написал
отвергающий поэзию трактат "Школа ошибок" ("School of Abuse", 1579) и
посвятил его Филипу Сидни, возможно, как одному из лидеров всеевропейского
протестантства. На этот трактат были написаны два ответных. Первый - Томаса
Лоджа "Ответ Госсону" ("Reply to Gasson", 1579), который защищал поэзию с
той же позиции, с которой Госсон на нее нападал и о которой пишет Р. А.
Фрэзер. Однако исторически неверно утверждение, что требование полезности
объединило всех в рамках одного класса, как это хочет доказать Фрэзер. Если
принять его концепцию, то как отличить гуманистов, титанов "по силе мысли,
страстности и характеру, по многосторонности и учености" от их противников и
даже некоторых соратников (например, Т. Лодж)? Сила гуманистов заключалась
как раз в преодолении границ узкоклассовой мысли, в борьбе за безграничное
познание и развитие человеческой личности, а также в утверждении высшего
познавательного значения литературы. Второй ответный трактат - "Защита
поэзии" {На английском языке "Защита поэзии" издается согласно традиции под
двумя заглавиями, предложенными ее первыми издателями в 1595 г.: An Apology
for Poetrie / Publ. by Henry Olney. The Defence of Poesie / Publ. by W.
Ponsonby.} Филипа Сидни, созданная примерно в период с 1579 по 1583 г. Она
явилась первым теоретическим обоснованием гуманистической литературы в
Англии, первой в основе своей материалистической историко-нормативной
поэтикой на английском языке.
В Англии к концу 70-х годов был издан перевод "Искусства поэзии"
Горация (1567), который получил довольно широкое распространение, а также
стиховедческая по своей сути работа английского поэта Д. Гаскойна {См.:
Gascoigne G. Certayne Notes of Instruction, Concerning Making of Verse or
Ryme in English. London, 1575.} (1575), но не было еще ни одной работы,
отвечающей требованию историко-философского, осмысления художественной
литературы. Поэтому когда сочинения Чосера, Уайета, Сарри уже стали
достоянием национальной культуры, то выдвинулась первоочередная задача -
определение места поэзии в духовной жизни страны.
Приступив к написанию "Защиты поэзии", Филип Сидни главное внимание
уделил определению сущности поэзии, ее целей и средств, основываясь в своем
исследовании на сочинениях Аристотеля, его итальянских и французских
последователей - Минтурно, Скалигера, Кастельветро, И. Дю Белле, а также на
сочинениях Платона и Боэтия.
Итальянская теория явилась фундаментом для написания первых
теоретических работ в области литературы не только в Англии, но и во
Франции, и в других странах Европы. И все же каждая из таких работ
становилась достоянием той нации, для которой была н