Володарский Эдуард Яковлевич & Высоцкий Владимир Семёнович - Венские Каникулы
Володарский Эдуард Яковлевич, Высоцкий Владимир Семёнович
Венские каникулы
Эдуард Володарский. Как мы писали сценарий...
Источник: Владимир Высоцкий в кино. Составитель И.И.Роговой. Всесоюзное
творческо-производственное объединение "Киноцентр", 1989.
Володя часто говорил мне: "Ну давай вместе напишем сценарий! У меня
замечательная история есть". "Про что?" - спрашивал я, хотя давно знал, что он
напичкан "замечательными историями", как новогодний мешок подарками. Володя
начинал бурно, торопливо рассказывать умопомрачительную историю про дельфинов,
или громадного попугая, который жил у одного его знакомого, или про
золотоискателя, заблудившегося в тайге, или... Некоторые его истории я
отчетливо, ярко помню до сих пор, и, действительно, почти каждая его история в
той или иной степени могла лечь в основу киносценария.
Кинематограф Володя чувствовал необыкновенно ярко и остро, казалось,
ощущал его кожей, нервами и часто огорчался, что мало снимается, что
большинство ролей, которые предлагают, бедны и плоски, и там нечего играть.
Но писать с ним сценарий я отказывался. По разным причинам. Да и некоторый
испуг брал: как с ним работать, когда он пяти минут не может спокойно посидеть
на месте, все время ему нужно куда-то лететь, с кем-то встречаться, давать
концерты, репетировать в театре, сниматься. О каком сценарии может идти речь?
Но еще и потому отказывался, что мне казалось: он сам может написать, вот
допечет его желание, дозреет, налетит на бумагу - и напишет сам, настолько
образно и с юмором он умел рассказывать.
Рассказчик он был классный, увлекающийся, азартный, и приврет - недорого
возьмет, хотя, нет, не приврет, а сочинит его фантазия, которая работала в нем
в любое время дня и ночи.
Несколько раз мы все же договаривались засесть и начать работу, но так и
не садились - то Володя занят в театре, колесит по городам с концертами, то у
меня дела. Но он не забывал. Свойством его натуры было невероятное упорство в
достижении какой-либо цели, которая могла быть и незначительной, но ему самому
представлялась важной и нужной. Вот засела в нем мысль написать сценарий, и он
всем окружающим плешь проест, но не отступится, не забудет, желание не
пропадет, и рано или поздно, но он своего добьется, это неизбежно, как приход
зимы или лета.
Иногда я говорил ему:
- Володь, это же "непроходимо".
- Почему? - удивлялся он.
- По кочану да по капусте, - раздражался я. - Сам, что ли, не понимаешь?
- Но это же правда, Эдька, так было!
Но вот однажды под новый, 1979 год Володя рассказал мне историю генерала
Войтенко. О том, как он во время войны попал в плен, как он и еще трое
заключенных бежали из лагеря на юге Германии, где они работали в горах на
заводе, производящем ФАУ и первые реактивные самолеты. Был тогда Войтенко
старшим лейтенантом, летчиком. Они убежали, а война кончилась. И вот четверо
бывших военнопленных разных национальностей, ошалев от радости освобождения,
живут в свое удовольствие на одной брошенной вилле, потом перебираются на
другую, на третью, никак не могут надышаться вольным воздухом. Но в то же
время новые сложности жизни встают перед ними. Американский военный патруль
принимает их за переодетых эсэсовцев и пытается арестовать. В драке они
убивают сержанта и скрываются. Военная полиция начинает разыскивать их. И вот
Войтенко и его друзья, только успевшие ощутить вкус свободы, вновь оказываются
в положении преследуемых, вновь отовсюду им грозит опасность. И в то же время
в душе каждого